Филадельфия, «город братской любви»

Филадельфия Филадельфия

Хотя Вашингтон был основан в 1793 году, правительство США переехало сюда лишь в конце президентского срока Джона Адамса в 1801 году. Во время президентства Джорджа Вашингтона, охватывающего период с 1789 по 1797 год, правительство, а также столица молодого государства находились в городе Филадельфия. Это название в буквальном смысле означает «город братской любви», или даже «город любви к Братству». Неудивительно, что Филадельфия была первым центром масонства в Северной Америке.

История Филадельфии и ее краткое пребывание в качестве первой столицы США — это материал, о котором мечтают голливудские продюсеры. Все началось в Англии в 1682 году, когда король Карл II столкнулся с неприятной проблемой выплаты старого долга, взятого у адмирала Пенна и теперь перешедшего к его сыну и наследнику, Уильяму Пенну.

Уильям Пенн был лидером квакеров — христианских нонконформистов, которые в то время доставляли значительные неудобства англиканской церкви.

Карл II, не хотевший выплачивать долг наличными, предложил Пенну целый регион в Северной Америке размером с Англию при условии, что Пенн превратит его в провинцию, где квакеры и другие нонконформисты смогут наслаждаться «свободой вероисповедания и самоуправлением». Название Пенсильвания, лично выбранное королем Карлом II, означает «леса Пенна», очевидно, в честь адмирала Пенна, отца Уильяма.

Уильям Пенн увидел в этом данную свыше возможность осуществить свой «священный эксперимент» и, к радости Карла II, охотно принял его предложение, однако даже в самых буйных фантазиях он не мог предвидеть финал этого предприятия. Со своей стороны, Карл II считал, что удачно избавился от надоедливого квакера, отяготив его бесполезной недвижимостью. Он и представить не мог, что на самом деле подготовил почву для ухода Британии из американских колоний.

«На реках Вавилонских»

Уильям Пенн отплыл в Америку в начале 1682 года с мечтой о великом городе, который он построит в Новом Свете. Во многих документах того времени упоминается «о зеленом поселке» Пенна по образцу его сельских владений в Англии, но, согласно Сьюзен Кулидж, одному из самых выдающихся биографов Уильяма Пенна, «он представлял Вавилон как прототип своего будущего города». Многое указывает на правоту этого утверждения. Известно, например, что Пенн был чрезвычайно вдохновлен идеей расположения нового города между двумя реками (Делавар и Шайлкилл) по образцу Древнего Вавилона, расположенного между Тигром и Евфратом. Другим фактором является градостроительный план, принятый Пенном, с параллельными улицами, идущими с запада на восток и пересекающимися под прямым углом с улицами, идущими с севера на юг. Такая схема, согласно некоторым историкам, использовалась в Древнем Вавилоне. Третьим фактором является само название города: Филадельфия, или «город братской любви», в котором смогут воссоединиться люди разных рас и языков.

Как известно из Библии, Вавилонская башня была построена при царе Нимроде, когда все люди говорили на одном языке. Для многих масонов Вавилонская башня является высшим талисманом или символом их происхождения. В своем знаменитом эссе «Происхождение франкмасонства» Томас Пейн объяснил, почему: «Всегда считалось, что у франкмасонов есть секрет, который они тщательно скрывают, но судя по всему, что можно узнать из собственных масонских документов, их главный секрет заключается в их происхождении. Не многие из них понимают это, а те, кто понимает, предпочитают хранить молчание... В 1730 году Сэмюэль Притчард, член английской ложи, издал трактат под названием «Масонство в разрезе». В этой работе он изложил экзаменацию в вопросах и ответах при посвящении в ранг подмастерья, брата-каменщика и мастера-каменщика. Сама процедура не представляет труда, так как является простой формальностью. Во вступлении он говорит: «Первоначальная основа масонства состояла из вольных искусств и наук, но особенно из геометрии, ибо мастерство и таинство масонства впервые было представлено при строительстве Вавилонской башни, а оттуда перешло к Евклиду, достойному и превосходному математику. Он же в свою очередь передал его Хираму, мастеру каменщику, преуспевшему в строительстве храма Соломона в Иерусалиме».

Далее Томас Пейн справедливо указывает: «Помимо абсурдности выведения истоков масонства из строительства Вавилонской башни, где, согласно библейской истории, произошло смешение языков, помешавшее строителям понять друг друга и, следовательно, сообщить какие-либо знания, которые они имели, мы имеем вопиющее противоречие в хронологии. Храм Соломона был построен за 1004 года до начала христианской эры, а Евклид, как можно убедиться по хронологическим таблицам, родился за 277 лет до начала христианской эры, поэтому Евклид никак не мог сообщить что-либо Хираму, так как он родился через 700 лет после него».

Пейн, обладавший прагматическим складом ума, не понял, что английское масонство не имеет «истории» в научном смысле этого слова. Оно имеет символическую «историю», где принципы и идеи Искусства символизируются библейскими, мифическими и даже историческими событиями, такими, как строительство храма Соломона и Вавилонской башни. Для ученых-историков это не более чем псевдоисторическая профанация, не имеющая никакой ценности и созданная с целью прославления отдельных людей или культур, но масоны придерживаются иного мнения. Символическая история — даже ложная или в лучшем случае сильно искаженная и преувеличенная — ценится сама по себе из-за ее воздействия на общество и поведение человеческих масс.

В планах Уильяма Пенна о строительстве «Нового Вавилона» также присутствовала разновидность «Эдемского сада» в месо-потамском стиле. В этом библейском тематическом парке каждый горожанин должен был получить «значительный земельный надел».

Восемьдесят акров земли в центре Филадельфии были специально предназначены для «джентльменских поместий» с расстояниями между особняками не менее 800 футов, с садами и ухоженными полями в промежутках. Широкие улицы пересекались под прямыми углами, и на каждом углу в центре города были предусмотрены «скверы» — предшественники современных городских парков.

Весь город был вписан в огромный прямоугольник, длинная сторона которого тянулась с востока на запад. Довольно интересно, что этот прямоугольник не был точно сориентирован по сторонам света; угол отклонения составлял примерно 10° к юго-востоку. Возможно, это было сделано для того, чтобы городская структура оказалась более или менее параллельной соседним рекам, но не исключена и другая, более эзотерическая цель. Мы с интересом отмечаем, что восход Солнца совпадает с главной осью Филадельфии дважды в году: 16 февраля и 13 октября. Последняя дата соответствует началу гонений на орден тамплиеров, которые начались 13 октября 1307 года. Случайно или умышленно, та же самая дата возникает в связи с церемонией закладки краеугольного камня Белого дома в Вашингтоне.

Пени доверил строительство Филадельфии Томасу Холму, архитектору и градостроителю, который опубликовал его схему в 1683 году. Сохранились копии проекта, на которых четко виден прямоугольный принцип построения с центральными скверами. Наверное, не случайно, что такой геометрически правильный город служил не только столицей молодого государства Соединенных Штатов Америки в течение двенадцати лет, с 1789 по 1801 год, но и стал «столицей» американского масонства. В наши дни в Филадельфии есть около 25 мест, тесно связанных с масонством, в том числе большой масонский храм на Брод-стрит с «египетским» и «Соломоновым» залом. На Арч-стрит стоит квакерский дом собраний, где? располагалась масонская Гранд-ложа Пенсильвании в судьбоносный период с 1775 по 1777 год. Не стоит забывать и Национальную мемориальную арку, посвященную «брату» Джорджу Вашингтону и перестроенную масонами Пенсильвании в 1996 году.

Эти корни уходят глубоко. Всего лишь через сорок лет после прибытия Уильяма Пена в Новый Свет созданный им утопический город стал домом первых американских масонов...

Сын свечника

В последней четверти XVIII века Филадельфия стала вторым крупнейшим в мире англоязычным городом после Лондона. В то же время это был богатый торговый центр, где в противоположность его названию («город братской любви») велась активная торговля чернокожими рабами. По преданию, именно в Филадельфии была освящена первая масонская ложа в Америке — ложа Св. Иоанна. Здесь же прошел церемонию посвящения самый знаменитый американский масон — Бенджамин Франклин.

Бенджамин Франклин, сын свечника из Бостона, покинул родной город в 1723 году, после того как потерял работу из-за резкого тона политических статей, которые он писал для газеты, принадлежавшей его брату. Молодой Франклин поселился в Филадельфии, где Уильям Кейт, губернатор Пенсильвании, поощрял его заняться издательским делом и даже снабдил его деньгами для поездки в Англию, где он мог набраться опыта. Франклин оставался в Лондоне с 1724 по 1726 год, затем вернулся в Филадельфию, где впоследствии основал «Пенсильвания газет». В этой газете появились первые печатные комментарии об американском масонстве.

В 1730 году Франклин прошел масонскую инициацию в ложе Св. Иоанна в Филадельфии, а в 1734 году стал магистром этой ложи. С 1737 по 1753 год Франклин заведовал филадельфийской почтовой службой. Деист и проповедник религиозной терпимости, Франклин также занимался научными исследованиями и в 1751 году прославился изобретением громоотвода после того, как запускал воздушного змея в грозу.

Франклин нанес повторный визит в Англию с 1757 по 1762 год, теперь уже как представитель колонии в Пенсильвании. Два года спустя он снова вернулся в метрополию и на этот раз остался до 1775 года. Во время последнего приезда в Лондон Франклин вступил в продолжительные переговоры с британским правительством и сыграл важную роль в отмене некоторых законодательных актов Георга III, усиливавших налоговое бремя американских колоний. Вместе с тем Франклин заложил политические и интеллектуальные основы для открытого противостояния Британии и Америке. В 1775 году, когда он узнал, что американские колонии готовятся к вооруженному восстанию против британцев, то понял, что его положение в Англии становится слишком опасным, и поспешил на другую сторону Атлантики. Франклин прибыл в Филадельфию в мае 1775 года, через две недели после того, как раздались первые выстрелы в Лексингтоне. В июне американская революционная армия сошлась с британскими войсками в битве при Банкер-Хилл и началась полномасштабная война.

Томас Пейн

В Филадельфии жил другой популярный журналист, Томас Пейн, выступавший с жесткими нападками на Британию в своих статьях. Пейн родился в Норфолке (Англия) и был сыном квакера, который зарабатывал на жизнь изготовлением корсетов. После нескольких неудачных попыток сделать карьеру удача наконец улыбнулась ему, когда он познакомился с Бенджамином Франклином в Лондоне в начале 1770-х годов. Франклин посоветовал ему искать счастья в Америке и снабдил его рекомендательными письмами. Томас Пейн прибыл в Филадельфию в 1774 году, а два года спустя опубликовал свой знаменитый памфлет под названием «Здравый смысл», в котором впервые прозвучали слова «Декларация независимости». Это сочинение разошлось тиражом более хмиллиона экземпляров, и некоторые считают, что оно послужило основой для официальной Декларации независимости, составленной Томасом Джефферсоном в июле 1776 года.

Помимо своего политического влияния, Пейн известен в масонских кругах пропагандой идей британского археолога и масона Уильяма Стакли, утверждавшего, что масонство взяло свои ритуалы у древних друидов, которые в свою очередь унаследовали их от древних египтян. В статье на эту тему Пейн сообщает, что «древние друиды... подобно персидским магам и жрецам из египетского Гелиополя, были жрецами Солнца». Далее Пейн поясняет: «Христианская религия и масонство имеют общее происхождение от культа Солнца. Разница заключается в том, что христианская религия представляет собой пародию на культ Солнца... Истоки этой религии солнцепоклонничества затеряны в дописьменной истории. Обычно ее создание приписывают древним египтянам... Религия друидов, как было сказано выше, подобна религии древних египтян. Египетские жрецы были учителями разных наук, а их центр находился в Гелиополе, что означает Город Солнца...»

В той же статье Пейн подкрепляет свои выводы следующей цитатой из Джорджа Смита, инспектора Королевской артиллерийской академии в Вулвиче и масонского магистра графства Кент: «Египет, откуда мы почерпнули многие наши таинства, занимает почетное место в человеческой истории и некогда славился превыше других стран своими древностями, ученостью, изобилием и плодородием. Главные египетские боги-герои, Осирис и Исида, в теологическом смысле представляли Высшее Существо и Природу... Египтяне с древнейших времен учредили большое количество Лож, но тщательно хранили свои секреты Масонства от всех чужеземцев. Эти секреты дошли до нас в несовершенном виде только через устные предания, но их следует держать в тайне от ремесленников и подмастерий до тех пор, пока они своим хорошим поведением и долгим изучением геометрии и вольных искусств не заслужат звания Мастера или Стража...»

Впоследствии мы узнаем, что Томас Пейн отправился в Париж во время французской революции и подружился с астрономом Шарлем Дюпюи, который, как известно, связывал происхождение Парижа с египетской богиней Исидой. Мы также узнаем, что Пейн свел близкое знакомство с писателем Николя де Бон-виллем — масоном, мистиком и революционером, — а также с математиком и философом маркизом Кондорсе, который тоже был революционером и членом ложи «Девяти сестер». Пейн, прибывший в Париж в кульминационный период правления Робеспьера, мог сыграть свою роль в попытке приучить парижан к новому республиканскому культу Высшего Существа, а возможно, и к культу Природы/Рассудка/Свободы, учрежденному на площади Бастилии в августе 1793 года...

США

Читайте в рубрике «США»:

/ Филадельфия, «город братской любви»