Запретный город в Пекине

Пекинский императорский музей Пекинский императорский музей

К наиболее выдающимся культурным памятникам Китая постоянно идут экскурсанты. И, конечно, многочисленные туристы посещают дворцовый комплекс Запретный город в Пекине. Этот многокилометровый дворцовый ансамбль окружен мощными, высокими стенами и теперь носит название Пекинский императорский музей.

Запретный город был основан в XII веке, а с XV века стал главной резиденцией императорских династий Мин и Цинь. Этот дворец называют Пурпурным, в силу того, что почти все здания Запретного города выкрашены в пурпурный цвет. Древние китайцы верили, что данный цвет излучает Полярная звезда, согласно мифологии являющаяся центром Вселенной.

История становления здесь музея сложилась в несколько этапов. После революционных событий начала ХХ века, лишь северная часть Запретного города принадлежала Сюань-туну (Пу И) — отказавшемуся от престола китайскому императору, в южной части дворца был расположен Музей древностей. В 1924 году после депортации императора из страны его покои были превращены в Дворцовый музей, существовавший отдельно от Музея древностей. Лишь после победы Китая над японскими оккупантами весь Запретный город поступил в распоряжение Национального музея. Иногда в этому памятнику архитектуры применяют термин Гугун (с кит. «Бывший императорский дворец») — общее название для дворцов свергнутых китайских династий.

Запретный город окружает стена шириной около десяти метров. Стена столь широка, что на ней без труда могут разъехаться две запряженные лошадьми повозки. Внушительность стены подчеркнута изысканностью четырех башен по углам, напоминающих плетеную клетку с живущей в ней поющей цикадой.

Гугун в Пекине разделен на отдельные дворцы, со своими названиями. В северной половине расположены дворцы для царевичей, а также «Зал совершенной гармонии и согласия в природе». Император входил сюда для принятия поздравлений в честь нового года, дня зимнего солнцестояния и дня рождения.

Вход в Запретный город проектировался как сложная архитектурная композиция. Сначала необходимо было пройти через ворота Цяньмэнь, после чего Дацинмэнь, затем Тяньаньмэнь у входа в Императорский город. Движение к Центральному дворцу воспринималось как преодоление все новых препятствий.

Знакомство с Императорским музеем начинается с площади Тяньаньмэнь. Изначально она была обнесена стеной, являясь административным центром. Здесь размещались финансовое, военное и министерство церемоний. Влияние министерства церемоний на жизнь императорского двора было огромным.

Непосредственная территория дворца начиналась за воротами Умэнь, где возникала площадь, служившая для военных церемоний.

Длительное приближение к Императорскому дворцу и неожиданная просторность площади — была намеренно предусмотрена древними зодчими Китая, чтобы каждый стоящий на площади поражался величию дворца. Непрерывная смена уровней движения, спуски и подъемы — характерная особенность центральной оси всего Запретного города. Архитектура дворцов утверждала в сознании людей идею божественной избранности императора и незыблемости его власти. Дворец поражал своим величием и пышностью, подавляя обычного посетителя своими размерами.

Почти все постройки Запретного города были выполнены из дерева и требовали пожарной безопасности. Для этого, возле каждого здания, на небольших сооружениях из кирпича, стояли внушительного размера бронзовые чаны, постоянно наполненные водой. Зимой под чанами разводили огонь, чтобы вода не замерзала, так как могла понадобиться в любой момент.

Протяженность центральной оси дворца равнялась примерно двум километрам, в конце которой расположился императорский парк Юйхуаюань. На всей территории парка архитекторы создали ощущение внушительного, гармоничного пространства, включив в него как прихотливые пейзажные композиции, так и разномасштабные здания. Юйхуаюань устроен так, что все в нем радует человеческий глаз и дает отдых душе. Парк не очень большой, но является примером той «искусственной природы», творить которую великолепно умеют китайские садоводы и художники. Здесь все выполнено руками человека, даже причудливая форма деревьев.

Выложенные камнем дорожки внутри императорского сада идут к искусственным горкам, сложенным из больших каменных глыб к рощицам из бамбука. Здесь можно любоваться мозаичными изображениями, выложенными из камешков самых разных цветов: пейзажи, птицы и животные, сцены из китайской оперы — всего около 900 сюжетов.

В императорском парке выставлена коллекция камней, привезенных со всех уголков Китая. Камни отбирались по необычности формы, цвета, фактуры. Отдельные камни выставлялись на подставках из мрамора.

В интерьерах Императорского дворца бросается в глаза обилие драконов: на ритуальных чашах, на колоннах, стенах и карнизах. Дракон — символ императорской власти. Такую же символическую роль выполняли и беломраморные львы, выставленные у входа во дворец.

Особое место в экспозиции Музея занимают образцы китайской бронзы XVI–III веков до н. э. В фондах Музея их насчитывается свыше пятисот. Собирательская деятельность при дворе императора началась еще в древности. В частности, император Юй, получил в дар от каждой из девяти провинций по бронзовому сосуду.

Наиболее выдающимся собирателем бронзы для дворца стал Цянь-лун. Он принимал в качестве дани от подданных древние ритуальные предметы, иногда конфисковывал целые частные коллекции.

Бронзовые предметы в музее включают элементы конской сбруи, оружие и ритуальные сосуды, использовавшиеся в жертвенных обрядах, посвященных предкам. Обычно вся внешняя форма таких сосудов была украшена символическими рельефами голов оленя, слона и барана. Иногда на сосудах изображались звериная маска «таотэ» с фигурами священных драконов.

В 1968 году коллекции музея пополнились сокровищами из гробницы принца Лю Шена и его супруги. В 113 году до н. э. в гробнице было захоронено порядка 2800 редких по красоте предметов.

К числу самых ценных находок относятся нефритовые «костюмы», в которые были одеты тела венценосных супругов. «Погребальные костюмы» изготовлялись из нефрита потому, что в древности считалось, что нефрит обладает силой, способной оградить тела покойных от разложения.

Китай

Читайте в рубрике «Китай»:

/ Запретный город в Пекине