Мавзолей Тадж-Махал
Мавзолей Тадж-Махал построен на берегу реки Джамны, неподалеку от города Агра. Данное творение архитектуры посвящено любви Шах-Джахана — верховного правителя династии Великих Моголов к своей супруге — Арджуманад Бану Бегам (Мумтаз Махал).
С именем Арджуманад Бану Бегам связано несколько легенд. В 1612 году в девятнадцатилетнем возрасте она вышла замуж за принца Кхуррама, ставшего впоследствии падишахом Шах-Джаханом. В ходе свадебных торжеств отец жениха Джангир, нарек невестку — Мумтаз Махал («Украшение дворца»).
Супруги страстно и возвышенно любили друг друга 19 лет, даже не смотря на то, что у Шах-Джахана был большой гарем.
В 1629 году, вскоре после восшествия на престол, Шах-Джахан, со своей любимой Мумтаз Махал и войском выдвинулся из Агры, чтобы усмирить наместника одной из провинций — мятежного Декана.
Восстание было жестоко подавлено, но в Агру Шах-Джахан вернулся один. Красавица Мумтаз Махал, во время этого военного похода умерла, во время родов четырнадцатого ребенка. Трагедия для Шах-Джахана была настолько огромна, что он всерьез подумывал покончить счеты с жизнью.
Сначала Мумтаз была похоронена в городе Бурханпуре (в штате Мадхья-Прадеш), поскольку там стояло войско Шах-Джахана. Только лишь спустя полгода гроб с телом скончавшейся возлюбленной перевезли в Агру, где над ее могилой должен был вознестись мавзолей.
Возведение здания мавзолея, превосходящего роскошью и размерами все построенные до этого в Индии, шло более двадцати лет. Высота Тадж-Махала — 74 метра. В основании здания — платформа в форме квадрата со сторонами 95 метров. В каждом из четырех углов мавзолея построено по минарету.
Стены Тадж-Махала облицованы белым мрамором, в некоторых местах дополнены песчаником. В арках и окнах — ажурные решетки, переходы оформлены арабской вязью с цитатами из 14 сур Корана.
В строительстве принимало участие 20 000 человек. Имя главного архитектора осталось неизвестно. Не исключено, что одним из авторов проекта был сам Шах-Джахан и агрский архитектор Устад-Исса. Изучение архитектурных особенностей мавзолея позволяет сделать вывод, что здесь воплотились лучшие черты монументального искусства древней Индии вместе со средневековой архитектурой Ирана.
Вокруг мавзолея Шах-Джахан распорядился устроить сад. В центре сада располагался водоем отделанный мрамором. Вдоль ведущего от мавзолея до водоема канала посажены кипарисы.
На другом берегу Джамны, напротив Тадж-Махала Шах-Джахан планировал возвести еще одну гробницу — теперь уже для себя. Его мавзолей должен был напоминать формы Тадж-Махала, но только не из белого, а из черного мрамора. Между мавзолеями должен был быть перекинут мост. Но замыслы Шах-Джахана не сбылись.
Когда Шах-Джахан смертельно заболел, стал решаться вопрос кому из его девяти сыновей занять престол. Старший сын, Дара-шикол, был близок по духу к отцу, деду и прадеду. Он добивался единства страны, союза с маратхскими раджами. Однако мусульманские вельможи были приверженцами второго сына — Аурангзеба, мрачного и жестокого мусульманского фанатика.
Думая, что отец скончался, Аурангзеб разгромил войска старшего брата и вошел в Агру. Здесь он узнал, что отец выздоровел и не планирует освобождать трон. Тогда Аурангзеб отдал приказ арестовать и заточить отца в крепость.
Теперь у Шах-Джахана ничего не осталось. У тюремного окна часто стоял немощный старик, у которого были только две радости: вечерняя похлебка и узкая прорезь окна-бойницы в стене. Из каменной рамы окна был хорошо виден лишь мавзолей давно умершей жены.
Отстраненный от власти, тяжело больной Шах-Джахан долгими часами смотрел из окна крепости на Тадж-Махал, где нашла вечный покой та, которую он так любил. А после смерти и его тело было погребено в этой же гробнице, в общем склепе с Мумтаз Махал.
О Тадж-Махале сложено не мало легенд. Многие индийские юноши, страдая от невзаимной любви, взбирались на минареты и бросались вниз, веря, что на том свете сумеют добиться расположения возлюбленной. После ряда таких случаев входы в минареты были основательно закрыты, чтобы охладить несчастных влюбленных.
Мавзолей Тадж-Махал в Агре стал наиболее знаменитым памятником мирового зодчества. Белый мрамор стен и направленные ввысь купола гробницы, отражающиеся в водах Джамны, были воспеты сотнями поэтов.
Читайте в рубрике «Индия»: |