Триумфальная арка на Елисейских Полях
на Елисейских Полях
Самым знаменитым парижским монументом, изготовленным по личному заказу Наполеона в 1806 году, разумеется, является Триумфальная арка на западной оконечности Елисейских Полей. Название места должно было иметь особый смысл для Наполеона, поскольку с незапамятных пор оно называлось L'Etoile, или «Звезда». С учетом его одержимости собственной «звездой судьбы» и очевидного интереса к связи между Исидой и Парижем, вполне возможно, что Наполеон имел в виду звезду Сириус. Одно довольно необычное изображение на Триумфальной арке подтверждает это предположение. На восточном фасаде монумента изображен так называемый «триумф Наполеона» работы скульптора Жана-Пьера Корто 1833 года. На сцене изображена «Победа» (обнаженная женщина), венчающая Наполеона (который носит тогу римского императора) лавровым венком. У ног императора в коленопреклоненной позе находится римская богиня с «башней» на голове (предположительно символизирующая город, капитулирующий перед Наполеоном).
Коленопреклоненная богиня фактически является Кибелой и была сделана Корто по образцу фигуры римской богини с «башней» на голове, обнаруженной в Париже в 1675 году при раскопке фундамента церкви Св. Евстахия. Согласно Клоду Молинэ, епископу Сент-Женевьевскому, писавшему об этой находке в 1683 году:
«Статуя изображала богиню, которую греки называли Ио, а египтяне Исидой, а римляне чтили под именем Кибелы. Она символизировала Землю или Природу, которую египтяне сочетали браком с Осирисом (Солнцем), чтобы сделать ее источником плодородия и изобилия».
Таким образом, по мнению французских историков XVII века, богиня с головным убором в виде башни представляла Исиду (о чем свидетельствует начертание древнеегипетских иероглифов, хотя предмет, похожий на башню, на самом деле является троном).
Кроме того, не будет большой натяжкой приравнять коленопреклоненную фигуру на Триумфальной арке к императрице Жозефине, носившей парижскую «корону Исиды», поскольку эта сцена очень напоминает знаменитое полотно художника Давида, изображающее коронацию Жозефины и Наполеона в декабре 1804 года. На этой картине Наполеон изображен в лавровом венке римских императоров, а Жозефина стоит на коленях у его ног, увенчанная короной императрицы. Точно такая же сцена изображена на Триумфальной арке, где Наполеон снова одет как римский император и коронован лавровым венком, в то время как Исида-Кибела стоит на коленях у его ног и носит «корону-башню» богини.
Главная ось Парижа (проходящая через монументальную аллею Елисейских Полей) была создана Ленотром и либо случайно, либо специально проложена под углом 26° к северо-западу, указывая на заход Солнца в дни важных религиозных праздников (8 мая и 6 августа). В обратном направлении, под углом 26° на юго-восток, линия указывала на гелиакальный восход Сириуса. Это построение соответствует главной оси великого храмового комплекса Карнака/Луксора, главная ось которого указывала на гелиакальный восход Сириуса еще на заре египетской цивилизации. Сириус был провозвестником «рождения» солнечных царей Египта, теперь нам известно, что Наполеон дал Парижу новый герб с изображением богини Исиды и ее звезды Сириуса, а также воздвиг огромную арку на «месте звезды», расположенную прямо на центральной оси Парижа. Все эти взаимосвязанные темы приобретают еще больший интерес при добавлении еще одного исторического факта. В 1831 году, когда была воздвигнута Триумфальная арка, в Париж привезли древнеегипетский обелиск Рамсеса II — один из двух обелисков, первоначально стоявших перед Луксорским храмом в Верхнем Египте, но теперь предназначенный для украшения центральной оси города Парижа.
Читайте в рубрике «Франция»: |