Статуя Свободы в Нью-Йорке
Статуя Свободы — величайшая женщина в мире, стоит на входе в нью-йоркскую гавань и вот уже более века приветствует всех прибывающих в Нью-Йорк. В то же время она напоминает каждому об идеалах, на которых строилась целая нация. Высоко поднятый в ее руке факел стал символом свободы и справедливости.
А началось все в 1856 году, когда французский профессор-правовед и общественный деятель Эдуард де Лабулэ выдвинул идею сооружения монумента, который поначалу мыслился как памятник в честь войны за независимость. А возникла эта идея во время его встречи с молодым скульптором Ф.-О. Бартольди.
Фредерик-Огюст Бартольди родился во Франции, в эльзасском городе Кольмаре. Он получил образование в престижном парижском лицее, а в 1855 году в возрасте 21 года отправился в путешествие в Египет вместе с тремя друзьями, востоковедами Леоном Жеромом, Огюстом Белли и Нарциссом Бершером. Там, во время посещения древних храмов в Фивах и Абу-Симбеле, Бартольди был заворожен гигантскими творениями древнеегипетских скульпторов. Он изучал этих колоссов в течение восьми месяцев и вернулся во Францию с многочисленными рисунками и фотографиями.
Во время своего первого визита в Египет Бартольди познакомился с прославленным французским инженером Фердинандом Лессепсом и подружился с ним до конца своих дней. Лессепс в то время договаривался с французскими и египетскими властями о финансировании строительства Суэцкого канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. Бартольди глубоко проникся идеями Лессепса и задумался о дополнении его проекта гигантской статуей богини с факелом в руке. По представлению Бартольди, эта статуя должна была стоять у входа в канал и символизировать «Египет, просвещающий Восток» — название, странно напоминающее знаменитые слова Калиостро о том, что «любое просвещение приходит с Востока, любая инициация происходит из Египта».
Египетский хедив Исмаил был очарован прекрасной француженкой Евгенией, женой Наполеона III, и любил все французское. Евгения была племянницей Фердинанда Лессепса; именно она обеспечила благосклонное отношение хедива к проекту строительства Суэцкого канала. По-видимому, Бартольди смог обсудить свою идею о сооружении огромной статуи для Суэцкого канала с хедивом Исмаилом. Но проект так и остался на бумаге, вероятно, из-за финансового кризиса, разразившегося в Египте из-за чрезмерно больших займов у европейских банкиров. Но Бартольди не был обескуражен и обратился со своим проектом в другое место.
«Исида Нью-Йоркская, талисман Свободы»
Бартольди впервые огласил идею сооружения монумента в честь дружбы между Францией и Соединенными Штатами на столетний юбилей Декларации независимости в парижском доме Эдуарда Лаболайе, специалиста по культуре Северной Америки.
Судя по всему, Бартольди просто воспроизвел свой египетский проект и предложил его под названием «статуя Свободы, освещающая мир» для Нью-Йорка. В 1875 году был учрежден так называемый Франко-американский союз с целью собрать средства для этой цели.
Неудивительно, что некоторые члены Франко-американского союза оказались масонами, включая двоюродного брата Бартольди, который служил послом Франции в США. Другими масонами, принимавшими активное участие в проекте, были Анри Мартен, граф де Токвилль и Оскар де Лафайет. Сам Бартольди прошел масонское посвящение в 1875 году в парижской ложе Эльзас-Лоррейна и был возведен в ранг мастера-каменщика в 1880 году.
Хотя Бартольди был автором проекта статуи Свободы, фактическая задача по ее сооружению была возложена на Александра Густава Эйфеля, прославленного французского инженера, который спроектировал и построил Эйфелеву башню в Париже. Эйфель тоже был масоном, поэтому давайте вкратце упомянем, что первые два уровня его знаменитой стальной башни, согласно французскому инженеру Жану Керизелю, имеют форму пирамиды. Эйфель, безусловно, знал, что в 1792 году на этом самом месте в Париже была воздвигнута пирамида в честь французской революции.
Вот что сказано в «Кратком справочнике по истории Америки» об идее, стоявшей за статуей Свободы: «Скульптор Фреде-рик-Огюст Бартольди соединил элементы египетских пирамид, которыми он восхищался, с лицом своей матери, послужившей моделью для статуи, работа над которой завершилась в начале 1884 года».
Велись бурные дискуссии о том, было ли лицо статуи Свободы сделано по образцу лица матери Бартольди; этот вопрос, несмотря на его тривиальность, так и остался неразрешенным. Вместе с тем ясно, что статуя связана с «культом Свободы» и «культом Рассудка» периода французской революции, которые в умах республиканцев тесно ассоциировались с масонскими идеалами. Фигуры, символизировавшие «Свободу» и «Рассудок», часто изготавливались по образцу египетской богини Исиды или ее греческих и римских аналогов.
Согласно французскому египтологу Бернару Матье, Бартольди называл статую Свободы «Фаросом» еще до того, как она была воздвигнута в Нью-Йорке, и даже соорудил для нее постамент по образцу древнего Фаросского маяка в Александрии Египетской. Бартольди, который провел много времени в Париже и изучал происхождение этого древнего «чуда света», несомненно, знал о связи между Фаросским маяком и богиней Исидой. В этом отношении кажется вполне вероятным, что гигантская статуя «женщины, одетой в тогу и держащей факел», предназначенная для Суэцкого канала, а впоследствии для Нью-Йоркской гавани, представлялась ему как Исида-Фария, стоявшая рядом с маяком в Александрии.
Гарибальди, «герой двух миров»
Бартольди был близким другом итальянского революционного героя Джузеппе Гарибальди, главного военного деятеля, стоявшего за объединением Италии, известного как Risorgimento. Наряду с политиками Камилло Кавуром и Джузеппе Мазини, Гарибальди считается одним из основателей современной Италии. Если Камилло Кавур был «разумом» движения, а Джузеппе Мазини его «духовным двигателем», то Гарибальди был «боевой силой», необходимой для достижения цели. Его знаменитая поговорка «дайте мне умелые руки вместо хорошо подвешенного языка» хорошо описывает характер этого замечательного человека. Неудивительно, что за свои подвиги в Италии и участие в южноамериканских революциях Гарибальди, как и маркиз Ла-файетт, заслужил титул «героя двух миров». Гарибальди родился в Ницце и много лет служил моряком на военно-морском флоте. В 1838 году в Марселе он познакомился с великим итальянским патриотом Джузеппе Мазини, который завербовал его в ряды организации под названием «Молодая Италия», возглавлявшей итальянское национальное движение. Харизматичная личность Мазини оказала глубокое и продолжительное влияние на Гарибальди, который в течение всей жизни часто называл его «мастером». Масонство играло заметную роль в движении освобождения, и Джузеппе Мазини, которого называли «апостолом Итальянской республики», был убежденным масоном. В 1864 году он прошел посвящение тридцать третьей степени в ложе Великого Востока в Палермо.
Гарибальди сам был посвящен в тайное общество карбонариев в 1833 году и стал масоном в 1844 году. В 1862 году он прошел посвящение тридцать третьей степени в Палермо, а в 1864 году во Флоренции был избран магистром всего итальянт ского франкмасонства. В 1870 году, когда пруссаки осадили Париж, Гарибальди отправился на выручку с группой итальянских добровольцев для защиты недавно провозглашенной Третьей республики под началом первого президента Франции, масона Леона Гамбетты. За военные заслуги Гамбетта предложил Гарибальди стать членом Национального собрания в Париже. В 1880 году Гарибальди вступил в «египетский» масонский орден Мемфиса, а год спустя был назначен первым магистром объединенного масонского ордена Мемфиса-Мицраима.
«Великолепное место» для всемирного талисмана
Во время военной кампании 1870 года во Франции Гарибальди познакомился со скульптором Бартольди, который тогда служил майором во французской армии. Некоторое время Бартольди был личным адъютантом Гарибальди, но через несколько месяцев отправился в Америку, чтобы «прославить там республику и свободу». Он прибыл в Нью-Йорк в июле 1871 года. Увидев Нью-Йоркскую гавань, он сразу же понял, где должна стоять его будущая огромная статуя Свободы: «Взору того, кто прибывает в Нью-Йорк, предстает замечательное зрелище. Это внутреннее море, покрытое судами... захватывает воображение. Это действительно Новый Свет... Я нашел великолепное место. Это остров Бедлоу в центре залива, напоминающий одинокого стража у врат Америки».
В США Бартольди с успехом воспользовался рекомендательными письмами, полученными от высокопоставленных французских масонов. Он встречался с многими видными деятелями и ветеранами Гражданской войны, включая Генри Уотстворта Лонгфелло, Горация Грили, сенатора Чарльза Самнера и президента Улисса С. Гранта. С каждым из них он обсуждал свою грандиозную идею и показывал рисунки и модель статуи, которую он теперь называл «Свободой, освещающей мир». Проект, разумеется, был одобрен и привел к созданию мощного всемирного талисмана, который теперь возвышается в Нью-Йоркской гавани. Деятельное масонское участие в нем стало совершенно очевидным 5 августа 1984 года, когда к пьедесталу статуи прикрепили бронзовую табличку со следующей надписью: «На этом месте 5 августа 1884 году был заложен краеугольный камень пьедестала статуи «Свободы, освещающей мир». В присутствии представителей правительства США и Франции, офицеров армии и военно-морского флота, членов иностранных представительств и уважаемых граждан камень заложил Уильям А. Броди, магистр масонского ордена штата Нью-Йорк. Эта табличка посвящается масонам Нью-Йорка в память о столетнем юбилее этого исторического события».
На церемонии 5 августа 1884 года магистра Уильяма Броуди спросили, почему масонское братство было призвано заложить краеугольный камень статуи Свободы. Он ответил: «Никакая другая организация не сделала больше для распространения свободы и освобождения людей от цепей невежества и тирании, чем франкмасонство».
С учетом связи между богиней Исидой и статуей Свободы мы не можем не отметить еще одно любопытное обстоятельство, связанное с датой 5 августа, выбранной для церемонии закладки краеугольного камня.
Как известно, Исида отождествлялась с Сириусом. Во времена Бартольди этот факт широко обсуждался в масонских кругах, особенно в ложах Франции и Соединенных Штатов. Сириус обладал особой притягательностью для французских масонов и тем более для масонских астрономов, таких как Лаланд (который был видным членом франко-американской ложи «Девяти сестер» в Париже). Интерес Лаланда был сосредоточен на таинствах, окружавших гелиакальный (предрассветный) восход Сириуса, который у масонов ассоциировался с идеей духовного возрождения и «восхождения» посвященного в таинства.
Поскольку Бартольди был масоном, много путешествовал по Египту, тесно сотрудничал с масоном Эйфелем и долгое время находился в контакте с Гарибальди и его «египетским» масонством, трудно представить, что он был незнаком с гелиакальным восходом Сириуса и сопутствующей символикой возрождения.
Можно ли было найти более благоприятное небесное знамение для сооружения «храма», посвященного свободе и предназначенного служить маяком надежды на новую жизнь, основанную на высоких масонских добродетелях, чем гелиакальный восход «звезды Исиды»?
В Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. гелиакальный восход Сириуса происходил в период летнего солнцестояния, которое в современном григорианском календаре приходится на 21 июня. Однако к концу египетской цивилизации (около 30 года до н. э.) из-за прецессионного смещения оси нашей планеты гелиакальный восход Сириуса сместился относительно летнего солнцестояния почти на один месяц вперед и стал происходить около 20 июля. В 1860-е годы, когда Бартольди посетил Египет, гелиакальный восход Сириуса сместился еще дальше и на широте древнего Гелиополя в окрестностях Каира его можно было наблюдать утром 5 августа.
Хорошо известно, что в Древнем Египте церемония закладки краеугольного камня храма, известная как «растягивание шнура», с незапамятных времен исполнялась жрицей, изображающей богиню Сешат, чьим символом была семилучевая звезда, которую она носила над головой. Сешат носила титул «госпожи строителей» и была защитницей архитекторов и каменщиков. Интересно отметить, что она также была женой Тота, древнеегипетского бога мудрости, послужившего прототипом Гермеса Трисмегиста — покровителя эзотерических и оккультных традиций, включая масонство. С большой вероятностью можно утверждать, что в Древнем Египте церемония «растягивания шнура» исполнялась на рассвете во время гелиакального восхода Сириуса. Зная об этом, едва ли стоит удивляться решению Бартольди поместить семилучевую звезду над головой статуи Свободы, а также выбору дату 5 августа для церемонии закладки краеугольного камня.
Если еще глубже заглянуть в символику, которой пользовались Бартольди и его соратники, следует рассмотреть возможность эзотерической связи семилучевой звезды на голове статуи Свободы с египетской богиней Исидой. Мы уже знаем, что масоны Шотландского Обряда, особенно во Франции, в разных контекстах ассоциировали символику 16-й карты колоды Таро, известной под названием «Звезда», с символикой звезды Исиды, т.е. Сириуса, поэтому неудивительно, что над головой женщины, изображенной на этой карте и льющей воду из кувшина в реку, нарисована семилучевая звезда. Эта метафорическая пиктограмма подчеркивает связь между Исидой, звездой и наводнением Нила, происходившим в период гелиакального восхода Сириуса.
Читайте в рубрике «США»: |